| |
[home]
Коварство 25-кадра
В конце пятидесятых годов министерство энергетики США стало готовить
специалистов
операторов для только что появившихся атомных электростанций и ядерных силовых установок для подводных лодок. Особо проверялась реакция на аварийную обстановку. Оператор садился за пульт, на котором произвольно зажигались зеленые, желтые и красные лампочки. Его рука лежала на контактной пластинке, и как только на короткое время вспыхивала красная лампочка, надо было нажать на пластинку. Оказалось, что некоторые операторы фиксируют красную вспышку, даже если ее длительность менее десятой, а то и двадцатой доли секунды!
То же происходило и на другом тесте, где на экране быстро менялись разные слова и надо было зафиксировать слово "авария". Опытные операторы фиксировали его за десятую долю секунды, когда даже прочесть его было невозможно, а кое-кому хватало и длительности одного кадра проекции. Поскольку в стандартном фильме за секунду перед глазами зрителя проходит 24 кадра, оператор фиксировал сигнал длительностью в четыре сотых секунды! Более того, фиксация происходила непроизвольно, ибо после теста оператор не мог вспомнить, сколько раз он нажимал на контакт. Некоторые даже уверяли, что во время теста слово "авария" не появлялось ни разу! Выходило, что сигнал воспринимался помимо сознания, на подсознательном уровне. Как выяснилось позже, на этом уровне наш мозг может реагировать на сигнал в тысячу раз быстрее, чем на сознательном уровне!
Когда-то некий психолог после просмотра фильма встал в длинную очередь зрителей, почему-то активно покупавших любимое американское лакомство поп-корн (жареную кукурузу). Купив пакетик и засовывая его в портфель, психолог с изумлением обнаружил там точно такой же пакетик. Значит, поп-корн был ему не нужен, но какая-то сила навязала ему и многим другим эту покупку! Психолог заметил, что кукурузу покупала примерно треть зрителей. Решив проверить свои подозрения, на следующий день он снова пошел в этот кинотеатр, и после сеанса у него появилось сильное желание выпить бутылочку кока-колы. Такое же желание появилось и у многих других зрителей, и теперь очередь выстроилась за напитком, хотя погода была далеко не жаркой.
Дотошный психолог выяснил, что в фильм, который он смотрел, были периодически вставлены рекламные кадры. Один-единственный кадр из-за инерции зрения зритель фиксировать не успевал, но это делало подсознание, и человек, воспринявший такую скрытую рекламу, полагал, что совершить покупку его заставляло собственное желание.
История попала в прессу, и в США разразился грандиозный скандал. К навязанной рекламе американцы отнеслись резко отрицательно. Сначала в отдельных штатах, а затем и повсеместно использование 25-го кадра в рекламных целях запретили.
Но к этому времени эффект уже начали использовать для обучения, например, правилам уличного движения. Очень удобно: вы покупаете кассету с любимым кинофильмом, вставляете ее в видеомагнитофон и, смотря фильм, запоминаете знаки, регулирующие уличное движение. Под горячую руку запретили и эти фильмы.
Но любое открытие запретить невозможно. Теперь им стали пользоваться психологи и ФБР. Но пока известны лишь два способа извлечения сигнала, попавшего в подсознание: традиционный, через непроизвольное мышечное сокращение кисти руки, которое используется лозоходцами для поисков под землей различных объектов, и съем сигнала непосредственно с мозга с помощью энцефалографа, известный как "метод доктора Сергеева".
Теперь представим, что мы хотим заполучить информацию от человека, которую он тщательно скрывает. Его усаживают перед экраном компьютера, он кладет ладонь на пьезо-пластинку или ему к голове прикрепляют электроды, а затем на экране появляются самые невинные кадры. Но между кадрами проскакивает наводящая информация, на которую реагирует подсознание испытуемого. И он, сам того не подозревая, дает ответы на поставленные вопросы. Подсознание, в отличие от сознания, никогда не лукавит!
И если использование подобного метода психозондирования спецслужбами и другими структурами в какой-то мере оправдано, то этого нельзя сказать о выборной кампании. Скандал с думскими выборами в России, когда на ряде телеканалов были использованы подобные приемы, нашим властям удалось притушить. Но эксперимент над миллионами избирателей позволил сделать и определенные выводы: если человек имеет стойкие убеждения на сознательном уровне - этот номер не проходит.
В. Псаломщиков
|